Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ; англ. Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологические-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Необходимо отметить, что в клинической практике чаще наблюдаются совпадение симптомов: нарушение речи, навязчивые движения, нарушения сна и другие. Важно, что факту, СДВГ уделяется внимание только тогда, когда ребенок начинает ходить в школу и в наличии школьная дезадаптация и неуспевания.


С точки зрения физиологических механизмов, внимание связано с функцией моделирующей системы мозга, которая включает в себя ретикулярную формацию, таламус, лимбическую систему (гиппокамп, гипоталамус, миндалину, лимбическую кору) и их связям с лобным неокортексом. Дисфункции моделирующей системы и возникновению СДВГ способствуют гипоксические состояния и другие вредные факторы в пре- и интранатальном периоде.


Изучение анамнеза показывает, что у многих детей с СГДВ на первом году жизни обнаруживается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, проявляющийся общим беспокойством, нарушением сна и аппетита, частыми срыгиваниями, тремором (дрожанием) подбородка и рук. В возрасте от 1-го года до 3-х лет малышей с СГДВ отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение сна и аппетита, некоторое отставание психомоторном и речевом развитии. К трем годам появляются такие особенности, как моторная неловкость, отвлекаемость и импульсивность, упрямство и негативизм.


В дошкольном возрасте нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности, что сопровождается недержанием мочи (энурезом) или кала (энкопрезом). Максимальная выраженность проявлений СГДВ относиться к возрасту 6 – 7 лет, когда происходит формирование письменной речи (письмо, чтение). Характерно нарушение академических навыков и проблем поведения.

В настоящее время разработаны стандартизированные диагностические критерии СДВГ.

Используются Классификация Американской психиатрической Ассоциации DSM-IV, анкета Коннерса, рекомендованные ВООЗ. Ставить диагноз СДВГ должен врач,  однако педагоги  и психологи должны быть знакомы с диагностическими критериями, чтобы своевременно нацелить родителей на визит к врачу-специалисту. Доктор тщательно анализирует критерии соответствия с  диагнозом, исходя из того, что симптомы  могут видоизменяться с возрастом, сохраняться в течение нескольких лет или иметь неполный тип.

Отдельные симптомы СДВГ  необходимо дифференцировать (отличать) от проявлений других заболеваний. Дисфункции щитовидной железы  могут протекать с повышенной возбудимостью, вспыльчивостью, торопливостью, нарушением внимания и снижением интеллектуальности. Сходные  с СДВГ симптомы отмечаются у детей с нарушением слуха. Некоторые виды эпилепсий, протекающие с «малыми» приступами принимаются окружающими как эпизоды невнимательности и др.  Необходимо учитывать, что лечение имеет значительные отличия.

Реабилитация и диспансерное наблюдение за ребенком, c перенесенным перинатальным гипоксически-ишемическим поражением ЦНС, осуществляется до конца первого года жизни, дальше, как правило, ребенок «снимается» с наблюдения. Важным фактом является то, что в первые 2 — 3 года жизни формируются нейронные ансамбли, которые становятся фундаментом для дальнейшего обучения. Поэтому ранняя диагностика и коррекция СДВГ должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики.


Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, вы можете обратиться за консультацией к нашему детскому неврологу Варешнюк Е.В., котрая проведет точную диагностику согласно международным критериям для исключения диагноза СГДВ

Другие наши статьи читайте тут